Ночью пересекли Белое озеро, утром подошли к Горицам. Главное
и единственное мероприятие дня – посещение Ферапонтова Белозерского
Богородице – Рождественского монастыря. Монастырь – единственный
архитектурный ансамбль в России, который, начиная с XVI в., дошел до нашего времени
практически без перестроек и реконструкций, сохранив в первозданном виде фрески
выдающегося иконописца Дионисия того же периода.
Автобусный маршрут пролегал от Гориц до Ферапонтово,
оттуда - до причала Кузино, в 15 км от Гориц ниже по течению, где нас ожидал наш теплоход.
День одиннадцатый, 22.05.2014, Ферапонтов монастырь.
1. Утро одиннадцатого дня встретили на просторах Белого озера. Параллельным курсом идет теплоход «Русь».
2. Входим в устье реки Шексна.
3. Слева по борту церковь Рождества Христова (1820) в Крохино.
4. На правом берегу (и справа по борту) Крохинская паромная переправа.
5. Левый берег Крохинской переправы.
6. У причала Горицы – теплоход «Сергей Есенин».
7. За недельный срок нашего отсутствия в Горицах ничего не изменилось, поэтому начну сразу с автобусной экскурсии в Ферапонтово. Дорога от автобуса до Ферапонтов – Белозерского Богородице – Рождественского монастыря пролегает по мосту через реку Паска.
8. Монастырь основан в 1398 году преподобным Ферапонтом. В 2000г. монастырь внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
9. Святые ворота (1649) с надвратными церковью Богоявления Господня (слева) и церковью Ферапонта Белозерского (справа).
10. Колокольня (конец XVII в.) Ферапонтова монастыря; видны три ряда кокошников и световой барабан с куполом Благовещенской церкви (1530-1534) с трапезной палатой.
11.
12. Слева – направо: колокольня, собор Рождества Пресвятой Богородицы (1490), церковь Мартиниана Белозерского(1640-1641).
13. В настоящее время Ферапонтов монастырь – музей и действующий мужской монастырь. Вход в музей расположен в здании колокольни, сам музей – слева от колокольни, в трапезной на втором этаже, справа – Богородице – Рождественский собор с фресками Дионисия.
14. Фрески монастыря – единственная роспись известного иконописца Дионисия, сохранившаяся в своем первозданном виде, ни разу в своей истории не обновлявшейся. Дионисий с сыновьями расписывал храм с 6 августа по 8 сентября 1502г., то есть чуть больше месяца (!), площадь стенописи составила 600 м2 (!!!) и включает в себя 300 композиций. И это чудо – прошло более пятисот лет со дня создания фресок, а они сохранились и сегодня оказывают высокое художественное и духовное воздействие на наших современников. Первая роспись, которую видят посетители, расположена на западном фасаде при входе в собор.
15. Основной объем собора («корабль») – четырехстолпный. Четыре столпа делят основной объем на три нефа. Столпы завершаются высокими арками, которые являются опорой для светового барабана с куполом.
Немного
о терминологии: неф – часть
помещения, ограниченная с одной или двух сторон колоннами или столбов;
апсида – примыкающий к
зданию выступ, полукруглый или другой формы, перекрытый полукуполом (конхой)
или сомкнутым полусводом;
конха – перекрытие
в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий.
Через
западный вход попадаешь в центральный неф
собора, далее расположена центральная апсида –
в ее конхе роспись «Богоматерь на
престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом».
Над
конхой апсиды роспись «Покров Богоматери».
Под верхней аркой роспись «Богоматерь. Воплощение с архангелами».
16. Слева от окна в центральной апсиде роспись «Святитель Иаков, брат Господень» из композиции «Служба святых отец», справа – «Святитель Василий Великий», «Святитель Афанасий Александрийский», «Неизвестный святитель», «Святитель Спиридон Тримифунтский» из композиции «Служба святых отец».
17. На восточной стороне северо – восточного столпа Святитель Иаков, брат Господень. Правее - «Святитель Леонтий Ростовский». На северной стороне (слева от окна) центральной апсиды «Святитель Кирилл Александрийский», «Святитель Григорий Богослов», «Святитель Иоанн Златоуст», «Святитель Иаков, брат Господень» из композиции «Служба святых отец».
18. На куполе над центральным нефом изображен Христос – Вседержитель.
19. Собор Рождества Пресвятой Богородицы трехапсидный. Апсиды располагаются в восточной части церквей, в них обычно размещается алтарь, который отгорожен от основного объема иконостасом. В алтарь простым мирянам доступ закрыт (за редким исключением). Собор является музеем, а не действующим храмом, поэтому все части собора представляют собой единое целое. Это обеспечивает доступ ко всем образцам стенописи собора, в том числе в апсидах.
В конхе южной апсиды роспись «Святитель Николай Чудотворец (Мирликийский)». Слева от окна роспись «Явление святителя Николая заключенным в темницу», справа – «Святитель Николай избавляет отрока Дмитрия от потопления».
20. В конхе северной апсиды роспись «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Слева от окна роспись «Ангел и диаконы», справа – «Агнец Божий».
21. Входная дверь на западной стене, центральная часть. По православной традиции на западной стене размещаются картины страшного суда. В XVII в. над дверью прорубили дополнительное окно, которое позже было заложено, но свое темное дело совершило: была уничтожена часть фресок, появилась большая трещина. Теперь на месте бывшего окна красуется белый прямоугольник фанеры.
22. Роспись на арке между западными столпами, слева – «Притча о девах разумных и неразумных»; справа – «Притча о мытаре и фарисее; притча о блудном сыне».
23. Западная стена со стороны южного нефа. В первом ярусе размещена роспись «Четвертый Вселенский собор».Справа от окна – «Арий в темнице». В верхней части – «Серафимы».
24. Западная стена со стороны северного нефа. В первом ярусе размещена роспись «Пятый Вселенский собор». Слева от окна – «Преподобный Зосима со Святыми дарами. Причащение Марии Египетской»; справа – «Мария Египетская. Причащение Марии Египетской». В верхней части – «Странное рождество видевше…».
25. Западная часть северной стены. В первом ярусе размещены росписи «Шестой Вселенский собор» и «Седьмой Вселенский собор». Слева от окна – «Преподобный Герасим Иорданский со львом»; справа – «Благодать дати восхотев…». В верхней части – «Хотяще Симеону от нынешняго века преставитися…».
26. Центральная часть северной стены. Справа от двери размещена роспись «Видение Евлога». Слева от окна – «Поюще твое Рождество…»; справа – «О, Всепетая Мати…». В верхней части – «О Тебе радуется».
27. Роспись на арке между южными столпами, слева – «Брак в Кане Галилейской»; справа – «Притча о брачном пире».
28. Восточная часть южной стены. В первом ярусе размещена роспись «Второй Вселенский собор». Слева от окна – «Спасти хотя мир…»; справа – «Видение Петром Александрийским Христа в разодранных одеждах». В верхней части – «Возсиявый во Египте просвещение истины…».
29. Экскурсия в музей фресок завершилась. Длилась она всего 15 минут – по 3 секунды на одну композицию. Есть и другие ограничения: группа не должна превышать 20 человек, нельзя использовать фотовспышки, в сырую погоду нельзя входить в мокрой одежде и вносить мокрые вещи… Все это понятно и объяснимо, фрески бесценны, они чувствительны к малейшим изменениям микроклимата, и главная задача – сохранить их для будущих поколений.
На выходе из собора можно ознакомиться с результатами исследований
красок и пигментов Дионисия.
30. Музей монашеского быта размещен в одностолпной трапезной палате.
31. Торжественное одеяние священников.
32. Иконы из иконостаса собора Рождества Пресвятой Богородицы (конец XV в. – вторая половина XVI в.).
33. Место старца строителя.
34. Кресло и стол рабочего места игумена.
35. Соборное уложение. Москва. Печатный двор. 1649г. Это один из первых документов, который систематизировал законодательство России.
36. Служебник (богослужебная книга). Москва. Печатный двор. 1679г.
37. Реконструкция монашеской кельи.
38. Образец братской трапезной. Интересна конструкция скамьи – спинка закреплена шарнирно. Чтобы не переворачивать тяжелую скамью, достаточно повернуть спинку вокруг шарнира.
39. Шкаф книжный иноческий.
40. Экскурсия завершилась, осталось немного времени на прогулку в окрестностях монастыря. Святые ворота, вид с территории монастыря.
41. Монастырь расположен на берегу Ферапонтовского озера.
42. Цветущая яблоня на фоне Святых ворот.
43. Северные ворота монастыря. Назначение будки из красного кирпича мне неизвестно.
44. По Каргопольской улице возвращаемся к автобусу.
45. Через полчаса проезжаем Кириллов. Церковь Вознесения Господня (1798) с приделом Иоанна Воина, вид из окна автобуса. В 2014г. находилась на территории городского АТП. Сейчас – не знаю. Есть информация, что восстанавливается.
46. Проезжаем по берегу Сиверского озера, открывается красивый вид на Кирилло – Белозерский музей – заповедник, который мы посещали 14 мая.
47. Еще 15 минут, и мы на берегу Шексны, где у причала Кузино нас поджидает «Нижний Новгород». Причал Кузино открыт в 2010г. как альтернатива причалу Горицы.
48. Княжий двор историко – этнографического комплекса «Сугорье», открытого в 2012г. Пишут, что здесь можно увидеть много интересного, но у нас было пять минут, чтобы дойти от автобуса до теплохода.
49. Снова в пути.
50. Дуэт «Ретро вдвоем», Кристина Буриченко и Сергей Адамян, их заключительный концерт в этом круизе.
51. Зрители преподнесли цветы – без повода, просто за хорошую музыку и мастерство, растрогав артистов до слез.
52. Церковь Рождества Христова (1802) в Запогостье, пос.Шексна. В 1963-1964гг. церковь попала в зону затопления, сейчас находится в аварийном состоянии. Колокольня была наклонена круче, чем Пизанская башня. В 2013г. стена колокольни, обращенная к реке, обрушилась.
53. Перед входом в шлюз №7 Шекснинского гидроузла.
54.
55. Мы в шлюзе, за нами следует «Русь».
56. Автодорожный мост через Шексну.
57. Закат на Шексне.